(831) 439-02-49; region@fmo.unn.ru

Беренкова Н.А.





"Направления внешней политики Ливана после ливано-израильской войны 2006 года"

Сложности выделения внешнеполитических приоритетов Ливана заключаются, главным образом, в их тесной взаимосвязанности с внутренними процессами в стране. Тяжелая политическая ситуация, противостояние различных блоков и общин усугубляется тем, что практически за каждым участником внутриполитической жизни стоят какие-либо внешние силы.

Однако следует отметить, что после ливано-израильской войны векторы внешней политики этой страны сохранились, но связанные с ними проблемы значительно осложнились.

Выделим и последовательно рассмотрим основные направления внешней политики Ливана:

1) взаимодействие с арабскими странами и особо здесь следует выделить отношения с Сирией и Ираном,

2) с США,

3) с Европой;

4) с Израилем.

Реакция арабских государств на ливано-израильскую войну была неоднозначной. Если на экстренном заседании глав МИДов стран-членов ЛАГ требование ливанского правительства осудить действия Израиля сразу же поддержали Сирия, Йемен, Алжир и Марокко, то Египет, Саудовская Аравия и Иордания наряду с этим негативно оценили роль «Хизбаллы», Сирии и Ирана в развязывании конфликта. Особое беспокойство развитием ситуации в регионе проявила Саудовская Аравия. В Эр-Рияде не выгодно появление устойчивого очага напряженности на Ближнем Востоке, причем не очень далеко от границ КСА. Отсюда - стремление и действия по локализации конфликта, усилия по скорейшему прекращению огня в Ливане. Немаловажным обстоятельством являлось и беспокойство саудовского режима относительно того, что продолжение военных действий в Ливане может негативным образом отразиться на внутреннем положении королевства, особенно в Восточной провинции, где проживает большое число шиитов. Саудовская Аравия с начала ливанского конфликта осудила не столько саму израильскую акцию, сколько "непропорциональное использование силы" армией Израиля. Одновременно в Эр-Рияде прямо возложили ответственность за обострение ситуации на Хизбаллу. Одной из главных причин подобной официальной реакции на события в Ливане можно объяснить опасением саудовского режима, саудовской элиты ростом влияния шиитского Ирана, усилением шиитского фактора в регионе в целом.

Несмотря на то, что Сирия привела во время летней войны свои силы в боевую готовность и провела частичный призыв резервистов, а руководство правящей партии Баас заявило о готовности оказать поддержку ливанцам, она воздерживалась от прямой конфронтации с Израилем.

В резолюции ООН по Ливану № 1680 Совет Безопасности призвал Сирию к «демаркации их общей границы, особенно в районах, где линия границы окончательно не определена или оспаривается, и установить полномасштабные дипломатические отношения и представительство». Кроме того, ООН настоятельно рекомендовала сирийским властям принять меры против переброски оружия на ливанскую территорию. Однако заместитель министра иностранных дел Сирии Фейсал аль-Микдад заявил, что «дипломатические отношения между Сирией и Ливаном невозможны, по крайней мере на данном этапе», так как действующее ливанское правительство не может гарантировать создание доброжелательной атмосферы для дальнейших контактов. Более того, он заявил, что в нынешней дестабилизации ситуации большую роль сыграло вмешательство Белого дома.

Действительно, отношения Сирии и Ливана остаются достаточно сложными, если принять во внимание прошлогоднюю «Кедровую революцию» в Ливане и победу на выборах антисирийского блока при сохранении поста президента за Э. Лахудом, фактически ставленником Сирии. Убийство П. Жмайеля только усугубило ситуацию, так как правящее большинство вместе с США обвинило в этом сирийское руководство, как и в случае с убийством Р. Харири.

Иран выразил более жесткую позицию по отношению к Израилю в ходе летней войны. ИРИ занимает радикальные позиции в рамках арабо-израильского конфликта и одной из своих целей считает уничтожение Израиля как государства. Более того, так как шиитская организация «Хизбалла» была создана именно при поддержке Ирана еще в 80-х годах, Иран обвиняют в провокации с целью отвлечь внимание от рассмотрения иранского ядерного досье. Но несмотря на то, что подтвердить это как и опровергнуть с полной уверенностью нельзя, следует отметить, что Хезболла действительно является проводником интересов Ирана в Ливане, который еще в добавок к этому поддерживается населением. В правительственном кризисе Иран выступает с поддержкой оппозиционных сил.

Взаимоотношения с Европой основываются, прежде всего на расположении в Ливане миротворческих сил, большую часть которых представили европейские страны. В соответствие с резолюцией № 1701 по основам урегулирования ситуации в Ливане, после длительных и сложных согласований страны Евросоюза на совещании в Брюсселе приняли решение о направлении в Ливан в составе UNIFIL около 7 тыс. военнослужащих. Наиболее крупные контингенты обещали предоставили Италия (около 3 тыс. чел.) и Франция (2 тыс. чел.). Свои подразделения направили в Ливан Бельгия, Венгрия, Греция, Испания, Латвия, Литва, Польша, Португалия и Финляндия. Германия выделяет корабли ВМС, звено самолетов-разведчиков "Торнадо", транспортные средства, медперсонал, гражданских полицейских и таможенников. Дания и Норвегия обещали направить к берегам Ливана для патрулирования корабли ВМС. Евросоюз также возьмет на себя значительную часть материально-технического и тылового обеспечения UNIFIL. До февраля 2007 г. силами ООН будет командовать Франция. Россия направила в Ливан около 400 человек военных инженеров.

В той или иной степени негативно оценили действия Израиля в Ливане Испания, Италия, Турция, Ватикан. Президент Франции Ж. Ширак назвал израильские удары по Ливану диспропорциональными, но отметил, что ХАМАС и Хизбалла явно действуют по указке Сирии. Президент России В. Путин призывал все стороны конфликта прекратить военные действия и кровопролитие, одновременно осудив террористические акции.

Также в резолюции СБ ООН говорится о создании "буферной зоны" от т. н. "синей линии" (линии перемирия между Ливаном и Израилем 1949 г.) до р. Литани. В этой зоне будет запрещено нахождение неправительственных военизированных группировок и позволено размещение только ливанских правительственных сил. Вместе с тем руководство "Хизбаллы" категорически отказывается разоружать свои формирования. И ливанские военные вряд ли будут этим заниматься

США полностью стали на сторону Израиля. Президент Дж. Буш почти сразу же обвинил «Хизбаллу» в развязывании конфликта и заявил о праве Израиля на самозащиту. Схожую позицию заняли Великобритания, Германия и Канада.

Сейчас события развиваются весьма стремительно. 11 ноября после неудачных попыток сформировать правительство национального единства в отставку ушли пять министров из «Хезболлы» и один православный грек. Премьер-министр Ф. Синьора отказался принять их отставку, однако на следующий день президент Ливана Э. Лахуд, поддерживаемый Сирией, выступил с заявлением, что без тех министров правительство не может считаться легитимным.

Чуть ранее США заявили, что у них есть данные о планах Ирана и Сирии свергнуть правительство Ф. Синьоры. А также связали срыв создания правительства национального единства с попыткой предотвратить учреждение международного трибунала по расследованию убийства бывшего премьер-министра Р. Харири, в котором обвиняют высокопоставленных членов сирийского правительства.

Несмотря на протесты президента, неполное правительство все-таки собралось и одобрило создание трибунала. Однако, есть некоторые сомнения в конституционности данного решения. Об этом в частности заявил Виталий Чуркин, представитель России при ООН. Соответственно, против данного решения внутри страны выступила «Хезболла» и поддерживающие ее шиитская партия АМАЛЬ и христианские сторонники М. Ауна.

Нужно отметить, что военный конфликт значительно усилил раскол политических сил Ливана. Коалиция «Движение 14 марта», имеющая большинство мест в парламенте, сразу же отмежевалось от действий «Хизбаллы», как не удовлетворяющих интересам ливанского народа. Однако последняя вышла фактически победительницей и увеличила свою популярность среди населения страны.

Ситуация обострилась в связи с убийством 21 ноября члена правительства П. Жмайеля, сторонника С. Харири и Ф. Синьоры. Президент США выступил с осуждением убийства, попутно обвинив Сирию и Иран в развязывании насилия в Ливане. Сирия категорически опровергла свою причастность к убийству.

Шиитские организации стали устраивать демонстрации и открыто призывать к отставке современного прозападного правительства, а сторонники правительства к смещению президента, который 9 декабря отложил на неопределенный срок создание трибунала по делу Харири.

Некоторые исследователи отмечают, что наблюдаемый нами в данный момент правительственный кризис является своего рода продолжением летней войны и представляет собой противостояние израильско-американских интересов иранско-сирийским.

На Западе сразу осознали угрозу «кедровой» контрреволюции. США и Израиль пытаются не допустить провала правительства пришедшего к власти при всплеске антисирийских настроений. Парламентское большинство во главе с лидером блока «Будущее» С. Харири стремится не упустить власть. Однако их позиции подрывает сотрудничество с С. Джаджа, который являлся сторонником Израиля во времена Гражданской войны и сейчас претендует на пост президента, взамен просирийски настроенного Э.Лахуда. Сам же суннит С.Харири является претендентом на пост премьер-министра. Параллельно с этим Сирия и Иран не хотят терять дивиденды, полученные в результате летней войны с Израилем и роста популярности «Хизбаллы»

Западу и некоторым арабским странам крайне не выгоден приход к власти экстремистов вроде «Хизбаллы». Кроме того, Боевое крыло ФАТХа, группировка "Бригады мучеников Аль-Аксы" заявили о своей поддержке Партии Аллаха. Поэтому рука об руку с европейскими дипломатами действует Саудовская Аравия. В Бейрут спешно прилетели главы МИД Великобритании и Германии Маргарет Беккет и Франк-Вальтер Штайнмайер, которые пытаются примирить стороны конфликта. Представители КСА добились разблокирования митингующими правительственного здания. К ним также присоединился Генсек Лиги арабских государств Амр Муса. А 13 декабря премьер-министр Ливана Ф. Синьора прибыл в Москву.

11 декабря суданский посредник и представитель ЛАГ Мустафа Исмаил, выступающий в качестве связующего звена в переговорах между представителями экстремистского движения "Хизбалла" и ливанским правительством заявил, что Сирия поддерживает его посреднические усилия по сведению на нет нынешнего правительственного кризиса в стране

Он же встретился в Бейруте с Насраллой и передал ему предложения по разрешению политического кризиса. Предложение также было передано главе правительства Ливана Фуаду ас-Синьоре. Все подробности инициативы, переданные ливанским лидерам личным посланником генерального секретаря ЛАГ Амра Муссы, остаются неизвестными. Однако, по сообщениям СМИ, инициатива содержит требование о расширении кабинета министрами "Хизбаллы", доля которых должна составлять треть правительства страны. В случае принятия предложения, у Насраллы будет право вето в важных политических решениях, требующих поддержку двух третей кабинета министров. Кроме того, инициатива оговаривает, что трибунал по делу об убийстве Аль-Харири будет создан с общего согласия сторон.

Пока еще неясным остается, какое решение примут стороны и как будет достигнут компромисс. Но уже очевидно, что Ливан стал ареной противостояния заинтересованных сил, и сейчас эта страна из-за политического кризиса фактически находится на пороге новой гражданской войны.

Сайт управляется системой uCoz