(831) 439-02-49; region@fmo.unn.ru

Андресон Е.А.





"Основные внешнеполитические приоритеты Сирийской Арабской Республики"

По причине отсутствия у большинства сирийских внешнеполитических ведомств информационных интернет-сайтов, сведения о внешнеполитических приоритетах Сирии я почерпнула, в основном, из речей Башара аль-Асада и справочных материалов о разных аспектах сирийской политики.

Сирийская Арабская Республика – это один из важнейших игроков на региональной арене. Говорят, что без Сирии можно воевать, но мира достигнуть нельзя. В этих условиях особенное значение приобретает то, как выстраивает Сирия свою внешнюю политику, каким направлениям придает приоритет и какую позицию занимает по основным проблемным вопросам.

В первую очередь необходимо коснуться палестинской проблемы, самой болезненной для региона. По этому вопросу Сирия занимает жесткую позицию, заявляет, что Израиль должен вернуться к границам на 4 июня 1967 г., и не признает исторических связей еврейского народа с Палестиной. Важно отметить позицию сирийского руководства по вопросу Голанских высот, оккупированных Израилем в 1967 г.: Сирия считает, что решение этой проблемы неотделимо от всего мирного урегулирования в целом и не признает возможности отдельных соглашений по данному вопросу.

Эксперты предполагают, что весной-летом 2007 г. возможно начало новой войны, в которую будут втянуты Израиль, Сирия и “Хизбалла”. По мнению высшего израильского военного командования, Сирия представляет угрозу Израилю в контексте иракского конфликта, поскольку после возможного вывода американских войск из страны она может заручиться поддержкой противостоящих Израилю арабских государств и Ирана и попытаться вернуть Голанские высоты. Война с Сирией выгодна как американскому, так и израильскому истеблишменту, так как она бы позволила вынудить Сирию отказаться от поддержки “Хизбаллы” и палестинских террористических организаций, однако идет вразрез с сирийскими интересами.

В этих условиях Сирия ориентируется на поддержку российского руководства и поставки российских вооружений и ожидает смены администрации в Вашингтоне, что привело бы к переориентации американской политики в отношении Сирии и помогло бы избежать вооруженного конфликта.

Поскольку была упомянута Россия, необходимо поговорить и об этом направлении сирийской внешней политики. Сирийско-российские отношения имеют долгую историю. В советский период, начиная с 50-х гг., СССР активно поддерживал Сирию в политическом и экономическом отношении. И тогда, и на настоящем этапе особое место в двусторонних отношениях стран занимало и занимает военно-техническое сотрудничество. Оно выгодно как для России, получающей рынок сбыта для вооружений, так и для Сирии, нуждающейся в модернизации армии, которая оснащена, в основном, советским оборудованием.

В рамках этого направления сирийской внешней политики постоянно предпринимаются конкретные шаги. В частности, во время визита Башара аль-Асада в Москву в январе 2005 г. были заключены соглашения о приобретении Сирией российских зенитных и ракетных комплексов, а также истребителей, средств ПВО и противотанковых ракет. В конце января 2006 г., во время визита в Дамаск начальника российского Генерального штаба генерала армии Юрия Балуевского, были достигнуты договоренности о модернизации танков Т-72, со всеми сопутствующими услугами по поставке тренажеров и обучению экипажей, а также о поставках ряда других вооружений.

Однако Россия – не единственное государство, на которое ориентируется Сирия по вопросам поставок вооружений. Напротив, Сирия стремится к поиску новых партнеров, в число которых входит ряд стран Африки и Азии. К числу последних относится и такая держава, как Турция.

Последние восемь лет сирийское-турецкие отношения проходят стадию нормализации, тем не менее, в них существует целый ряд проблем, корни многих из которых уходят вглубь истории:

1. Проблема отторгнутого от Сирии Александреттского санджака (Искендеруна).

2. Проблема поддержки Сирией стран и народов, имеющих напряженные отношения с Турцией (греков-киприотов, болгар, армян).

3. Проблема распределения водных ресурсов. Отсутствует юридическое закрепление законных прав сирийцев на водные ресурсы, что позволяет Турции регулировать сток воды в одностороннем порядке, руководствуясь конъюнктурными соображениями.

4. Проблема поддержки Сирией курдов.

5. Проблема военно-технического сотрудничества Турции и Израиля.

Нормализация турецко-сирийских отношений связана с Аданским соглашением 1998 г., заключенным после того, когда двусторонние отношения накалились в такой мере, что был не исключен военный конфликт. На последние три года приходится завершающая стадия нормализации, отмеченная заключением многочисленных двусторонних соглашений и формированием оси Иран-Турция-Сирия.

В январе 2004 г. Башар аль-Асад посетил Турцию впервые за время обретения Сирией независимости, а в апреле 2005 г. с ответным визитом в Сирию приехал президент Турции Ахмет Недждет Сезер.

Согласно заключенным во время этих встреч соглашениям, Турция и Сирия будут и в дальнейшем активно развивать отношения в торгово-экономической сфере (особенно приоритетным направлением является энергетика).

Необходимо заметить, что проблемы водных ресурсов и территориальных разногласий не были решены, а лишь законсервированы, что может в перспективе привести к очередному осложнению сирийско-турецких отношений, несмотря на общность многих задач, стоящих перед руководствами обеих стран.

Как уже было замечено, в последнее время имеется тенденция к формированию некоего блока Сирии, Турции и Ирана – и по этой причине нужно дать характеристику ирано-сирийских отношений.

Сирию и Иран толкает к сближению целый ряд факторов:

1. Сходство подходов к проблеме региональной безопасности.

2. Негативное отношение к Израилю и к инициативам США по созданию “Большого Ближнего Востока”.

3. Фактор религиозной близости (в Сирии влиятельная шиитская община, которая поддерживается Ираном).

Сирийско-иранские отношения развиваются, прежде всего, в политической и торгово-экономической плоскостях. В политическом отношении Сирия интересует Иран как возможная часть шиитского блока, который бы уравновесил натиск мирового сообщества на Иран в связи с его ядерной программой. Торгово-экономические отношения стабильны, но не слишком оживленны и только начинают интенсифицироваться, однако существуют хорошие перспективы по развитию взаимодействия в областях нефтяной промышленности и транспорта.

Таким образом, в числе приоритетных направлений сирийской внешней политики можно назвать регулирование палестинской проблемы, развитие военно-технического сотрудничества с Россией и расширение взаимодействия с Турцией и Ираном в рамках складывающегося шиитского блока.


Сайт управляется системой uCoz