Программа европейских исследований
Научный руководитель - д.и.н., профессор Колобов О.А.
Исполнительный директор - д.и.н., доцент Браницкий А.Г.
Цели:
1) решение крупных научных проблем, связанных с изучением отдельных европейских стран и общеевропейского интеграционного процесса (в особенности – возникновения и развития Европейского Союза);
2) пропаганда общеевропейских культурных ценностей, традиций, толерантности и уважительного отношения к европейским этническим и конфессиональным меньшинствам; воспитание гражданина новой Европы.
Задачи:
1) осуществление научно-исследовательской работы (НИР) европейской тематики;
2) реализация круглогодичных образовательных программ, связанных с изучением истории и экономики Европы, международных отношений в пределах европейского геополитического пространства, европейского права, основных европейских языков, европейского этикета;
3) проведение научных и научно-практических семинаров и конференций, посвященных актуальным проблемам европейских исследований;
4) издание монографий ученых-европеистов, научно-методической и научно-популярной литературы, сборников научных работ, периодических изданий европейской тематики;
5) организация выставок, лекториев, стажировок студентов и преподавателей в европейских вузах; проведение летних европейских школ.
Программа европейских исследований как самостоятельное научное направление возникла на историческом факультете ННГУ им. Н.И. Лобачевского в 1997 г. по инициативе декана, доктора исторических наук, профессора Колобова О.А. Тогда же было образовано Нижегородское отделение Ассоциации европейских исследований (председатель – проф. Колобов О.А.). Вскоре под научным руководством О.А. Колобова были защищены первые кандидатские диссертации европейской тематики по специальности «всеобщая история»: «Французско-американские взаимоотношения и общеевропейский интеграционный процесс в 1988-1996 гг.» (Д.В. Кабешев, 1997) и «Интеграционные процессы в Западной Европе в первой половине 50-х годов ХХ века и позиция США» (А.Г. Браницкий, 1998). С 29 июня по 5 июля 1998 г. в г. Арзамасе Нижегородской области под эгидой Ассоциации европейский исследований и в тесном сотрудничестве с Институтом Европы Российской Академии наук работала Всероссийская Летняя европейская школа для студентов и аспирантов (научный руководитель - проф. Колобов О.А.) Тогда же было образовано Нижегородское отделение Молодежной Секции АЕВИС (председатель – Бугров Р.В.).
В марте 1999 г. под научным руководством О.А. Колобова состоялись межрегиональные игры Евроклубов с участием главы Представительства КЕС в России. В ноябре того же года была образована Нижегородская региональная общественная организация «Фонд европейских исследований в Нижнем Новгороде» (председатель правления – проф. Колобов О.А.; исполнительный директор – ст. преп. Браницкий А.Г.). В декабре 1999 г. состоялось вступление НРОО «ФЕИ-НН» в АЕВИС в качестве коллективного члена. Была разработана конкретная программа действий в области европейских исследований на ближайшие пять лет. Исполнительным директором Программы был утвержден А.Г. Браницкий.
2 февраля 2000 г. на базе Гимназии № 87 под научным руководством О.А. Колобова был организован научно-методический семинар «Воспитание гражданина новой Европы посредством приобщения к общеевропейским ценностям». 17 февраля того же года состоялась государственная регистрация Нижегородской региональной общественной организации «Фонд европейских исследований в Нижнем Новгороде». Затем НРОО «ФЕИ-НН» выступила соучредителем Ассоциации международных исследований (г. Москва). Исполнительный директор Программы европейских исследований А.Г. Браницкий в марте 2000 г. принял участие в 375 сессии Зальцбургского семинара «Европейский парадокс: Интеграция и дезинтеграция». С 11 по 13 мая 2000 г. в рамках Программы европейских исследований была оказана помощь в проведении финальной встречи евроклубов России по проекту «Школьный Европейский Парламент» на территории музея-заповедника Большое Болдино (научный руководитель проекта – проф. Колобов О.А.). Первая в России межрегиональная встреча участников российских евроклубов, в которой приняли участие старшеклассники из десяти городов России, привлекла внимание прессы, телевидения и официальных лиц. В Большое Болдино прибыли исполняющий обязанности Главы ПЕК в РФ Жильбер Дюбуа и глава отдела прессы и информации Сильвия Кофлер. С 30 июня по 12 июля 2000 г. работала Межрегиональная Летняя европейская школа для учащихся и студентов на борту теплохода «Добрыня Никитич» (маршрут Н.Новгород – Астрахань – Н.Новгород) с участием датских преподавателей (научный руководитель – проф. Колобов О.А., исполнительный директор – ст. преп. Браницкий А.Г.). В сентябре того же года был открыт первый «еврокласс» на базе Лицея № 87 по программе Дополнительного европейского образования (организатор – Лошакова С.А.). Основными научными направлениями деятельности Программы европейских исследований стали история Европейского Союза, международные отношения в Европе, экономика и финансы европейских стран, европейские языки и традиции (лингвострановедение), европейская философия и культура, христианство (как духовная основа объединения Европы) и европейское право. Вышла в свет монография Л.В. Кабловой «Правовые аспекты европейской интеграции: проблемы коммунитаризации в региональных составляющих Европейского Союза» (под общей редакцией академика О.А. Колобова).
В 2001 г. был образован Центр дополнительного европейского образования на базе Лицея № 87 (научный руководитель – проф. Колобов О.А., координатор проекта – Лошакова С.А.). С 4 по 12 июля того же года в пансионате «Буревестник» (Нижегородская область) была проведена Вторая Межрегиональная Летняя европейская школа для членов ММОО «Молодежный Евроклуб» (научный руководитель – проф. Колобов О.А., исполнительный директор – ст. преп. Браницкий А.Г.). В сентябре 2001 г. был набран второй «еврокласс» по программе дополнительного европейского образования (руководитель программы – Лошакова С.А.). Таким образом, была введена система непрерывного дополнительного европейского образования (школа-вуз). Обучение предполагало курсы «Идеология единой Европы», «Экономическая интеграция Европы», «Политическая история Европы», «Проблемы европейской безопасности», «Регионы Европы», «Европейский этикет» и др. Учащиеся «евроклассов» не только получали базовые сведения о ЕС и Европе в целом, но и участвовали в международных семинарах, круглых столах и олимпиадах разного уровня, имели научные публикации. Особенно они отличились на Всероссийской олимпиаде по международным отношениям во Владимире (21-23 сентября 2001 г.), где победили в командном зачете и заняли множество призовых мест, включая два первых. В рамках Программы европейских исследований 13 декабря 2001 года в конференц-зале ИФ ННГУ состоялся круглый стол «Христианская Европа» для студентов и школьников с участием настоятеля нижегородского римско-католического прихода о. Марио Беверати и попечителя нижегородской лютеранской общины Я.И. Бойченко. Был открыт сайт Программы европейских исследований и НРОО «ФЕИ-НН» в интернет. Проводились исследования, направленные на решение насущных проблем г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области, связанных с европейской тематикой, в том числе проекты: «Влияние на экономику Нижегородской области перехода стран ЕС на единую валюту», «Связи Европейского союза и отдельных европейских стран с г. Нижним Новгородом и Нижегородской областью». 7 мая 2002 г. был организован первый международный семинар, посвященный актуальным проблемам европейских исследований, в котором приняли участие научные работники, студенты и старшеклассники Нижнего Новгорода и Нижегородской области, а также представители Франции и Аргентины. 11-18 июля состоялась Третья Межрегиональная Летняя еврошкола для членов ММОО «Молодежный Евроклуб» на борту теплохода «Лев Доватор» (по маршруту Н. Новгород – Пермь – Н. Новгород) с участием сотрудников МИД РФ. Научное руководство осуществлял проф. О.А. Колобов, за образовательные программы отвечал А.Г. Браницкий, администратором выступила С.А. Колобова. 31 июля – 12 августа 2002 г. студенты-международники (в группу входили также будущие юристы и экономисты) посетили памятные места Парижа и Люксембурга, связанные с деятельностью Жана Моннэ, а также совершили увлекательное путешествие по восьми европейским странам. Третий еврокласс в Лицее № 87, приступивший к учебе в сентябре 2002 г., позволил провести подготовительную работу по преобразованию Центра дополнительного европейского образования в Европейский колледж. Интенсивно идет работа по изучению европейских языков и культурных традиций. В октябре 2002 г. группы студентов ФМО ННГУ начали углубленно изучать немецкий, испанский и итальянский под руководством опытных педагогов (преподавателей Лингвистического университета и носителей языка). В феврале 2003 г. была набрана аналогичная группа для изучения французского. Одновременно Программа европейских исследований была реорганизована. Наряду с активно действующими Проектом изучения европейской интеграции и Германским проектом возникли Французский проект, Британский проект, а также проект «Средние и малые страны Европы». «ФЕИ-НН» успешно прошел перерегистрацию. Издано учебное пособие А.Г. Браницкого и Г.В. Каменской «История европейской интеграции». 17-24 июля 2003 г. состоялась Четвертная Международная Летняя европейская школа под научным руководством проф. Колобова О.А. в г. Санкт-Петербург с выездом в Хельсинки (Финляндия). Работали секции «Экология», «Права ребенка», «Миротворчество» и «Европейская интеграция». За образовательные программы отвечал доцент Браницкий А.Г., административную работу вела Колобова С.А. Лекции читали также зав. кафедрой политологии ФМО ННГУ проф. Устинкин С.В. и доцент Хохлышева О.О. Участники Четвертой еврошколы посетили территорию Европейского союза с целью практического ознакомления с европейскими реалиями, а также детально изучили Санкт-Петербург – наше «окно в Европу». 1 сентября 2003 г. были заключены договоры о создании новых евроклассов с тремя школами г. Н. Новгорода, помимо Лицея №87 (№№ 24, 101, 182) . В результате, число школьников, участвующих в Программе европейских исследований ННГУ, резко возросло. Тем самым сделан очередной шаг по созданию Европейского колледжа в самом ближайшем будущем. В начале 2004 г. НРОО «ФЕИ-НН» была получена лицензия Министерства образования Нижегородской области на образовательную программу «Лингвострановедение Европы и европейские интеграционные процессы».
В апреле-мае 2004 г. А.Г. Браницкий прошел стажировку в Колледже Европы г. Брюгге (Бельгия). 11 мая 2004 г. состоялась очередная конференция, посвященная актуальным проблемам европейских исследований. Во второй половине июля 2004 г. (с 15 по 30) прошла Пятая Международная Летняя европейская школа в Минске (Беларусь) под научным руководством проф. Колобова О.А. при содействии ученых БГУ и местной молодежной организации, с последующим посещением Польши и Чехии. Вышел сборник студенческих научных работ, посвященный месту и роли Франции в ЕС.
В январе-феврале 2005 г. состоялась первая Международная Зимняя европейская школа в Берлине (Германия) под руководством доцента Колобовой С.А. при содействии ряда европейских вузов, с посещением Амстердама и нескольких немецких городов. Аналогичные программы были реализованы в Шестой Летней европейской школе (июль 2005 г.), Второй Зимней еврошколе (январь 2006 г.), Седьмой Летней еврошколе (июль 2006 г.), Третьей Зимней еврошколе (январь 2007 г.). Развиваются связи Программы европейских исследований ННГУ с европейскими вузами, посольствами европейских стран в России, центральными органами Евросоюза, а также ПЕК в РФ. В феврале 2007 г. при финансовой поддержке ЕС на базе пансионата «Волга» (Балахнинский р-н) был проведен международный семинар ЕС-Россия с участием Пола Вандорена, заместителя главы Представительства Европейской Комиссии в России, посла Эстонской Республики в РФ Марины Кальюранд, польских и немецких студентов. В апреле 2007 г. на базе ФМО ННГУ состоялась российско-французская научно-практическая конференция «ЕС и Россия: проблемы взаимопонимания» с участием преподавателей Руанского университета.
Основные направления научных исследований:
1. История европейской интеграции
2. Евросоюз и Россия: развитие взаимоотношений
3. Идеология единой Европы
4. Роль Католической Церкви в современной Европе
5. Проблемы расширения Евросоюза в начале XXI в.
6. Формирование европейского геополитического пространства
7. Евросоюз и США: развитие взаимоотношений
8. Еврогруппа НАТО, ЗЕС и становление «европейской армии»
9. Уровни этнического самосознания европейских народов
10. Государство и нация в Европе
11. ЕАСТ и единое Европейское экономическое пространство
12. ОБСЕ и проблемы европейской безопасности
13. Совет Европы и проблема прав человека
14. Франция в ЕС
15. Германия в ЕС
16. Великобритания в ЕС
17. Средние и малые страны Европы. Регионы Европы
Содержание учебного процесса:
1. Спецкурс «История европейской интеграции» (к.и.н., доцент Браницкий А.Г.):
2. Спецкурс «Идеология единой Европы» (к.и.н., доцент Браницкий А.Г.)
3. Спецсеминар «Актуальные проблемы европейской интеграции» (к.и.н., доцент Браницкий А.Г.)
4. Международные отношения региона (Европа) (к.и.н., доцент Браницкий А.Г.)
5. История региона (Европа) (к.и.н., доцент Браницкий А.Г.)
ПРОЕКТЫ
ПРОГРАММЫ ЕВРОПЕЙСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ПРОЕКТ «ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ»
куратор – д.и.н., доцент Браницкий А.Г.
Цель проекта:
комплексное изучение феномена европейской интеграции.
Задачи:
исследование экономической, политической, военно-политической, правовой интеграции, а также интеграции в области культуры и образования; изучение таких аспектов, как расширение и углубление; исследование институтов ЕС и процесса принятия решений; применение системного подхода к феномену европейской интеграции. Особое внимание уделяется эволюции институтов ЕС в XXI веке, проблеме поиска общеевропейской идентичности, социальным аспектам европейской интеграции, расширению ЕС на Восток, проблеме принятия Конституции единой Европы, системе европейского правового регулирования, новой стратегии европейской безопасности, взаимодействию ЕС с РФ и другими странами СНГ.
Проведены два специализированных научных семинара, посвященных актуальным проблемам европейской интеграции. Результаты работы нашли отражение в более чем 100 научных публикациях.
ФРАНЦУЗСКИЙ ПРОЕКТ
куратор – к.п.н., доцент Смирнова О.А.
Цель проекта:
изучение места Франции в современной системе международных отношений. Особое внимание уделяется изучению основных проблем внешней политики Франции времен Пятой республики, роли Франции в европейской интеграции, поиску французской идентичности во второй половине ХХ в., франко-германскому и франко-российскому сотрудничеству, политике Франции в области обеспечения европейской безопасности (в том числе – информационной) и борьбы с международным терроризмом, но исследуются также обряды, символы, язык, национальный характер.
Выпущен специализированный сборник студенческих научных работ. Проведен международный научно-практический семинар. Общее количество научных публикаций – более 40.
ГЕРМАНСКИЙ ПРОЕКТ
куратор – д.и.н., профессор Морозов Б.Н.
Цель проекта:
изучение места Германии в современной системе международных отношений. Особое внимание уделяется исследованию проблем, связанных с разделом Германии в результате Второй мировой войны, объединению Германии в конце ХХ в., роли ФРГ в европейской интеграции, франко-германским, американо-германским, советско-германским и российско-германским отношениям, современной политике ФРГ в области обеспечения безопасности, но изучаются также Католическая церковь и русская диаспора в Германии, миграционная политика ФРГ.
Результаты работы нашли отражение в более чем 70 публикациях, в том числе – в периодическом издании «Германика».
БРИТАНСКИЙ ПРОЕКТ
куратор – д.и.н., профессор Корнилов А.А.
Цель проекта:
изучение места Великобритании в современной системе международных отношений. Особое внимание уделяется исследованию внешнеполитического курса Великобритании при Т. Блэре, борьбы Великобритании с Францией за преобладающее влияние на процессы европейской интеграции в середине ХХ в., ближневосточной политике Великобритании, британо-американским и британо-ирландским отношениям, современной политике Великобритании в области обеспечения международной безопасности.
Результаты работы нашли отражение в более чем 20 научных публикациях.
ПРОЕКТ «СРЕДНИЕ И МАЛЫЕ СТРАНЫ ЕВРОПЫ»
куратор – к.и.н., доцент Рязанова Н.В.
Цель проекта:
изучение роли средних и малых европейских стран в современных глобальных и региональных процессах. Италия условно отнесена к средним странам, несмотря на членство в «восьмерке», ибо ее политическое влияние далеко ее всегда соответствует экономическому весу. Изучаются, преимущественно, механизм принятия решений в Италии во второй половине ХХ в. и роль этой страны в развитии европейских интеграционных процессов. Испании и Португалия исследуются, в основном, с точки зрения участия в европейской интеграции, однако изучаются также местные этнические конфликты (к примеру, в стране басков). Чехия только недавно стала объектом изучения, и пока исследуются, преимущественно, российско-чешские отношения. Балканы традиционно привлекают внимание исследователей своими межэтническими конфликтами и миротворческими операциями. Однако в последнее время актуальным становится также изучение региона в контексте расширения ЕС на Восток. В этом же контексте приходится рассматривать внешнюю и внутреннюю политику прибалтийских государств. Определенный интерес вызывают в рамках данного проекта также Бельгия, где расположена столица ЕС, Швейцария, упорно отказывающаяся от вхождения в единую Европу, и Ватикан, несмотря на свои размеры оказывающий заметное влияние на международные отношения - как на региональном, так и на глобальном уровне.
Результаты работы нашли отражение в двух специализированных научных семинарах, по итогам которых были выпущены сборники научных работ. Все же тематика проекта отражена в более чем 70 публикациях.